Э Фромм Бегство от свободы 2

Свобода в эпоху Реформации 5. Современные аспекты свободы 6. Механизмы бегства от свободы 7. Свобода в условиях демократии Список используемой литература 1. Введение В предисловии к му изданию Фромм спрашивает себя, сохранились ли социальные и психологические тенденции, затронутые в его книге 25 лет назад и отвечает утвердительно, объясняя это появлением новых причин, вызывающих страх у человека перед свободой. Это открытие атомной энергии и возможность ее использования в деструктивных целях.

БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ это:

Социальный характер предопределяет, какие идеи и ценности, какие идеологические системы будут восприняты его носителями. Причём на основании характеров разных обществ — или классов внутри общества — развиваются и обретают силу разные идеи. Так, для представителей другой культуры ценностные ориентиры среднего человека западного мира будут, в силу отличий социального характера, совершенно непонятны.

Важное место концепция социальных ролей и статусов нашла в работах Фромм назвал этот страх страхом осуждения, страхом остракизма.

Базальное доверие . Психоанализ Фромма описывает внутреннее доверие как внутреннее ощущение, что социальный мир — это безопасное избавленное от стресса и стабильное место, а опекающие люди заботливы и надежны. Сопровождает раннюю зрелость; включает в себя сексуальность, тесные отношения с другими и способность доверяться другому человеку, не испытывая мучительного стресса и страха.

Психосоциальное позитивное качество, вытекающее из самотождественности Я, благодаря которому юноши и девушки имеют возможность мыслить и действовать согласно идеологии, несмотря на присущие ей противоречия и ограничения. Чувство собственной никчемности и неуверенности в себе у детей, чьи родители не склонны давать им возможность действовать самостоятельно; играет существенную роль в формировании невроза и депрессии , требующих профессиональной психологической помощи - консультации психолога или помощи психотерапевта.

Гуманистический общинный социализм . Гуманистический психоанализ . Фромм, как психолог и психоаналитик , сформулировал названную таким образом теорию личности, в которой - в отличие от психоанализа Фрейда - подчеркивается роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в развитии и формировании характера индивидуума. Жизненный цикл .

Индивид рассматривался в первую очередь как сложная энергетическая система, поддерживающая себя посредством взаимодействия с внешним миром. Основные"цели" этого взаимодействия — индивидуальное выживание, размножение и эволюционное развитие. Этим целям служат различные составляющие личность психические процессы. Согласно эволюционной доктрине, некоторые личности соответствуют этим задачам лучше, чем другие.

Следовательно, представления ранних психоаналитиков были обусловлены представлениями об изменчивости и приспособлении — хорошем или плохом.

О «социальном характере» Фромм написал преимущественно в книге .. не достойный мыслящего человека религиозный страх перед Адом, «карой за.

Творческий путь После окончания Гейдельбергского университета, в котором он получил философское образование, Э. Фромм избирает профессию психоаналитика. Психоаналитическое образование он получает в Мюнхенском университете, а затем в известном Берлинском психоаналитическом институте. В отличие от большинства своих коллег, которые пришли к профессии психоаналитика из медицины, Э. Фромм не получил специального медицинского образования. Наряду с психоаналитической практикой, которую он начинает вести с года, значительную часть времени ученый тратит на теоретические исследования в области социальной психологии.

Фромм был строгим последователем и приверженцем ортодоксальной теории 3. Фрейда, но постепенно он переоценивает фрейдистскую точку зрения на природу бессознательных внутренних влечений, на роль социальных и экономических факторов в становлении человеческой личности. В этой связи большой интерес представляет рассмотрение философских и политических идей американского социолога и психолога Эриха Фромма, одного из основателей неофрейдистского направления в психоанализе.

На формирование его социально-философских взглядов большое влияние оказал Институт социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, сотрудником которого он являлся с г. Фромм пытается проследить развитие свободы и самосознания индивида, начиная со средних веков и до настоящего времени. Именно в этой книге он впервые изложил основные положения неофрейдистской социальной философии. Основополагающие принципы этой философии, сформулированные в данной книге, в дальнейшем находят свое развитие в других его работах: Целый ряд работ Фромм посвящает исследованию религиозных концепций иудаизма, христианства и дзен-буддизма:

О социальном бессознательном

Более того, для этого необходимым является изучение явлений, наблюдаемых у невротиков, так как, по Фромму, эти явления не отличаются в принципе от явлений, наблюдаемых у нормальных людей, только протекают они более остро. Нормальный человек у Фромма—человек, способный играть социальную роль, отведенную ему в обществе и способный принимать участие в воспроизводстве общества, то есть способный создать семью. В классической же психологии нормальным считается человек, хорошо приспособленный к жизни в обществе.

Но поскольку хорошая приспособленность достигается зачастую путем отказа от собственной личности, и, наоборот, безуспешные попытки спасти индивидуальность приводят, как правило, к появлению невротических симптомов, получается, что человек, нормальный в смысле приспособленности, часто менее здоров в смысле человеческих ценностей.

Э. Фромм ввел понятие социального характера, указывая, что в него импульс к которому проистекает из страха быть разрушенным.

Основные векторы развития психоаналитической социальной философии Гуманистический психоанализ Важной вехой развития психоаналитической социальной философии стало создание гуманистического психоанализа немецко— американским философом, психологом и социологом, одним из лидеров неофрейдизма Эрихом Фроммом — Фромм разработал оригинальное учение, синтезировав психоанализ с философскими концепциями К.

Фейербаха, идеями экзистенциализма, дзен-буддизма и др. Развивая и критически пересматривая ряд положений классического психоанализа, Фромм обратил внимание, что Фрейд и приверженцы ортодоксального фрейдизма исходили из представлений о человеке как о преимущественно закрытой системе, поддерживаемой и направляемой определенным, изначально данным набором инстинктов и влечений. В социально-философской перспективе взаимодействие индивида с обществом при таком раскладе может быть схематично сведено к двум основным моментам: Таким образом, аксиоматическим допущением психоаналитической философии 3.

Фрейда выступает постулат о неизменной природе и сущности человека, которая характеризуется антисоциальной направленностью. Человеческие отношения описываются психоаналитиками в экономических терминах, почти буквально иллюстрирующих концепцию отчуждения К. Фромм отвергает представления, согласно которым природа и сущность человека являются биологически заданными и остаются неизменными на протяжении истории. Он подчеркивает, что тип личности конкретной эпохи становится носителем не только определенного мировоззрения, но дополнительно приобретает новые социальные потребности и качества в соответствии с развитием социально-экономической структуры, культуры и идеологии общества.

Наряду с естественной физиологической основой жизни Фромм называет следующие фундаментальные потребности человека, которые также требуют удовлетворения: Фромм отмечает, что удовлетворение социальных потребностей может быть не менее значимо для людей, чем реализация биологических программ.

Эрих Фромм и его философия любви

Ответы на экзаменационные билеты Фромм Неофрейдизм — направление в психологии, развившееся в 20—е годы века из фрейдизма, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны. Неофрейдизм — развитие социально-культурных аспектов психоанализа. Они отвергают пансексуализм Фрейда, как Адлер и Юнг, подчеркивают культурную и социальную обусловленность неврозов, рассматривают возможные пути выхода из них путем изменения отношения человека к себе и другим людям.

В работе"Человек для себя" Фромм описывает следующие социальные типы"Я" и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед.

Семипалатинский государственный университет имени Шакарима Республика Казахстан Взгляды Эриха Фромма на природу одиночества Исследуя сложный феномен одиночества, особое внимание следует обратить на идеи выдающегося психолога Эриха Фромма. На наш взгляд, именно этот ученый внес наиболее ощутимый вклад в разработку проблемы одиночества. Теория, созданная Эрихом Фроммом, привлекает психологов в первую очередь тем, что в ней, как ни в одной другой, досконально описаны социальные детерминанты личности.

Фромм попытался объединить в своих психологических исследованиях историю и экономику, принимая во внимание, как классовую структуру общества, так и биологические факторы в развитии человека. Критически отнесясь к социально-экономической теории марксизма и фрейдовскому психоанализу, Фромм объединил в своей теории их реальные достижения.

Гуманистический психоанализ рассматривает человека скорее с культурно-исторической, чем с психологической точки зрения и больше ориентирован на культуру в целом, нежели на отдельную личность. Основной тезис Фромма состоит в том, что в процессе эволюции люди утратили свое доисторическое единство с природой и друг с другом, в то же время, развив способность мышления, предвидения и воображения.

Социально-философские идеи Фромма

Фромм выделяет следующие типы социальных характеров. Материальные вещи, любовь, знания, удовольствия — все ожидается от внешних людей: Их первая мысль — найти кого-нибудь, кто даст им нужную информацию, вместо того, чтобы самим сделать хоть малейшее усилие. Даже в области любви они испытывают влечение только к тем лицам, которых они могут отнять у кого-то другого.

Идеи они также не создают, а берут или крадут их в форме плагиата или парафразы идей, высказанных кем-то другим. Успех зависит от того, насколько человек хорошо умеет продать себя на рынке, на сколько он умеет подать себя с привлекательной стороны, т.

Большое внимание этому виду страха уделили в своих работах З. ФрейдФромм. Для Фрейда социальный страх — ядро человеческой совести.

Маркузе стал создателем Франкфуртской школы. В своей первой крупной работе"Бегство от свободы" Фромм рассмотрел феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы. Он различает"свободу от" негативную и"свободу на" позитивную. Обратной стороной"свободы от" является одиночество и отчуждение. Такая свобода -- бремя для человека. Фромм описал три типичных невротических механизма"бегства" психологической защиты от негативной свободы. Это авторитарная, конформистская и деструктивная разновидности невротического характера.

Первый выражается в мазохистской страсти к подчинению себя другим или в садистической страсти к подчинению других себе. Второй состоит в отказе от своей индивидуальности и стремлении быть"как все". Третий -- в неудержимой тяге к насилию, жесткости, разрушению. Выход Фромм видит в таком реформировании общества, которое открыло бы простор"свободе на""Душевно здоровое общество", ;"Искусство любить", Главная задача в построении душевно здорового общества -- это воспитание в людях продуктивного характера.

Непродуктивность -- это неспособность любить и реализовать себя, использовать свои силы, место которых занимают навязанные бессознательной тревогой формы активности.

7. О социальном бессознательном

Создать вики реклама Для понимания генезиса, функций и причин крушения различных типов общества многое может дать развитая Фроммом теория социального характера. Она отвечает на вопросы: Какие мотивы поведения, распространенные в массе людей, поддерживают данную социальную систему, а какие ее разрушают? В отличие от социологических теорий, в которых указываются многие, не связанные друг с другом экономические, моральные, правовые мотивы поведения, Фромм предлагает рассматривать в качестве связующего звена между личностью и обществом определенный тип социального характера, в котором различные сознательные и бессознательные установки взаимосвязаны и который возникает обычно в результате какого-то социо-культурного сдвига.

Фрейд объяснял характер личности особенностями прохождения ею оральной, анальной и генитальной стадий развития. Структуру характера он понимал как совокупность"застывших" либидинозных и агрессивных влечений, для которых культурные цели служат"рационализациями", то есть символизируют желания, сформировавшиеся в детстве.

Эрих Фромм родился в семье ортодоксальных иудеев. для всех читателей, интересующихся проблемами социальной психологии. . меня, мое представление о мире и освободила меня от страха показывать свою любовь.

Фромм - единственный из всех, кто, предложив свою типологию характеров, не являлся врачом-психиатром по базовому образованию. Он получил философское и социологическое образование, одно время числился учеником и последователем З. Фрейда, увлекался психоанализом и социальной психологией, известен не только как психолог, но также как философ и социолог. Следствием всего этого стало то, что Э. Фромм построил свою типологию характеров на сравнении, анализе и обобщении социального поведения разных людей в современном обществе.

Он изучал психологию, социологию и философию. Фромм стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Его интерпретация личности начинается с анализа условий существования человека и их изменений, начиная и конца Средневековья по наше время.

Социальный характер — это: Совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни.

Теория деструктивности Э. Фромма

Субъективная функция социального характера состоит в том, чтобы направлять действия человека в соответствии с его практическими нуждами и давать ему психологическое удовлетворение от выполняемой деятельности. Приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе черты, побуждающие его захотеть действовать именно так, а не иначе. Социальный характер способствует интериоризации внешней необходимости и тем самым мобилизует человеческую энергию на выполнение задач данной социально-экономической системы.

Социальный характер формируется всем образом жизни данного общества, однако его доминантные черты становятся созидательными силами, влияющими на социальный процесс. Изменение социальных условий приводит к изменению социального характера — к появлению новых потребностей и тревог.

Согласно Фромму, рождение и человека, и человеческого общества в целом по Фромму, безумием, потому что панический страх полной изоляции.

Биография[ править править вики-текст ] Эрих Фромм родился в семье ортодоксальных иудеев. Его мать Роза Фромм, в девичестве Краузе, была дочерью раввина , эмигрировавшего из Познани , входившей тогда в состав Российской империи. Отец Эриха, Нафтали Фромм, также был сыном и внуком раввинов, и хотя занимался торговлей, сохранял и поддерживал в семье ортодоксальные религиозные традиции.

Во Франкфурте Фромм посещал национальную школу, в которой наряду с основами вероучения и религиозными традициями преподавались и все предметы общеобразовательного цикла. Окончив её в году, он поступил в Гейдельбергский университет , где изучал философию , социологию и психологию. В году под руководством Альфреда Вебера он защитил докторскую диссертацию.

Психоаналитическую подготовку Фромм завершил в Берлинском психоаналитическом институте. Здесь Фромм близко познакомился с Карен Хорни , чья протекция впоследствии помогла ему получить должность профессора в Чикаго. В году Фромм завершил обязательную психоаналитическую подготовку и открыл собственную частную практику. В целом Фромм был активным практикующим психоаналитиком на протяжении 35 лет [1]. Обширная практика, общение с пациентами дали Фромму богатый материал для переосмысления соотношения биологического и социального в формировании человеческой психики.

Анализ эмпирического материала был осуществлён им в период работы в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне —

Как побороть страх и социальную фобию